?

Log in

No account? Create an account
русский социализм

sospis


Союз социалистических писателей


Previous Entry Share Next Entry
Всеволод Анисимович Кочетов: Чего же ты хочешь
pitinich wrote in sospis
Рекомендуем к прочтению роман советского писателя Всеволода Анисимовича Кочетова «Чего же ты хочешь».
Среди либеральной части советской интеллигенции, будущих демократов и перестройщиков (а тогда – верных ленинцев и борцов с последствиями сталинизма) Кочетов считался главным мракобесом. Мракобесами именовали тогда деятелей искусств, стоящих на партийных, консервативных, патриотических позициях. Таких, к примеру, как писатель Шолохов, композитор Хренников, режиссёр Бондарчук (в хорошем смысле слова, т.е. Сергей). На фоне этих-то «мракобесов» Кочетов и заслужил у либеральной публики репутацию первейшего. Мракобеса из мракобесов. И заслужил это почётное (с высоты прошедших лет) звание вполне заслужено. Если вы прочтёте этот некогда нашумевший роман, то вы поймёте, почему.
Сегодня Кочетов и такие как Кочетов позабыты усилиями либеральной интеллигенции, вымарывающей из истории имена писателей-патриотов. Причём, действовали и действуют они по схемам, которые описывает в своей книге сам Кочетов: эти схемы вовсю работали уже в его время. Но тогда, в конце 60-х, книга Кочетова гремела. Она вызывала ярость и заставляла терять лицо тех, против кого была направлена. На Кочетова писали анонимки, доносы, обвиняли во всех смертных грехах, писали гнусные пародии. Так, С. Смирнов, дедушка той самой потомственной писательницы Дуни из «школы злословия», назвал свой пасквиль «чего же ты хохочешь». А известный в узких дессидентских кругах Зиновий Паперный не придумал ничего умнее, как набросится на фамилию писателя. Его дурная пародия называлась «Чего же он кочет».
В чём причины такой ненависти? А в том, что роман Кочетова громил определённые явления советской жизни. Те самые явления, которые в итоге и привели к краху советской системы.
Роман «Чего же ты хочешь» едва ли можно отнести к великой советской литературе. С литературной точки зрения это посредственная книга. Ценность её в другом. Это слепок с советской действительности. Автор не боялся показать во всём уродстве последствия развенчания «культа личности»: растущие в обществе приспособленчество, карьеризм и увлечение бытовым комфортом. Усиливающуюся роль западных спецслужб, и ослабевающую способность государства противостоять им. Показывал советскую золотую молодёжь, мающуюся от безделья, семейственность и кумовство, спекуляцию.
Но главная для Кочетова тема – это начинающееся моральное перерождение советских людей. И здесь он особенно беспощаден по отношению к тем, кого считал виновниками идеологических диверсий. Т.е. против своих собратьев по перу, а также художников, режиссёров и пр. представителей творческой интеллигенции. И Кочетов почти в открытую называет имена врагов. К примеру, если герой говорит сестре:
«Если хочешь знать, недавно я смотрел одну хроникальную картину о фашизме. Так там, видела бы ты, как дело представлено! Хитро представлено, я тебе скажу. Вроде бы оно о Гитлере, а намек на нас. И такой эпизодик и другой. В зале, понятно, смех, народ не дурак, понимает эти фокусы. Так что ты думаешь? Этому-то, кто такую картинку склеил, премию отвалили! Вот работают люди!»
То он имеет в виду вполне определённого советского режиссёра и его вполне определённую картину. Причём режиссёра и картину, которыми принято восхищаться и по сию пору.
Автор дарит современному читателю чрезвычайно увлекательное занятие – проверять свою эрудицию. Если опознать маститого Богородского, журналистку Порцию Браун и трёх наряженных в свитерочки поэтов-шестидисятников несложно, то над прототипами многих других действующих или упоминающимися в книге лиц читателю придётся поломать голову.
«Чего же ты хочешь» - книга-предупреждение, которое не было вовремя услышано. В конце 60-х общество ещё жило и боролось, чему свидетельством является книга Кочетова и её персонажи. Но, увы, исторический оптимизм писателя-патриота не оправдался. «Чего же ты хочешь» - ценный урок, актуальный и сейчас. Ведь места, которые занимали в 60-х враги советского общества (а значит, согласно автору и русского народа), и сейчас занимают точно такие же персонажи. Персонажи, являющиеся прямыми идеологическими (а частенько и биологическими) потомками тех шестидесятников. Только если тогда они боролись против «недобитых сталинистов» и за верность идеалам ленинизма, то сегодня они изобличают козни Госдепа и призывают сплотиться вокруг Путина. Есть что мотать на ус.
Особенно трогательное впечатление производят некоторые сцены и авторские отступления, вроде краткого объяснению советскому читателю, что такое пицца. Как сильно изменилась с тех пор жизнь, и как в то же время мало она изменилась! Книга Всеволода Кочетова – ценнейший памятник советской эпохи. Читателю, желающему увидеть советскую жизнь без прикрас, желающему попытаться разобраться в ней объективно, просто необходимо прочитать это произведение.

  • 1
Да не сказал бы я, сто "с литературной точки зрения это посредственная книга"... Приличный вполне роман, полифоничный, со множеством ходов, интересно построенных диалогов. Ну знают сегодня что такое пицца (достижение тоже!), за то молодежи наверняка также "трогательно" сегодня придется объяснять, что такое черная волга.

Я не понимаю аллюзий. Кто такая Порция Браун, три писателя в свитерах, кто создатель фильма о Гитлере? Если не трудно, ответьте, пожалуйста.

Фильм про Гитлера- "Обыкновенный фашизм" Ромма, три писателя в свитерах-какие нибудь шестидесятники,с распознаванием Порции Браун правда проблемы)

  • 1